Школа рационального чтения. Курсы для развития навыков чтения, понимания текстов и пересказов. Динамическое расширение поля восприятия

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни.

Как увлечь детей чтением? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и ребёнок потянулся к художественной книге? Как повлиять на ученика усилиями его самого? На каких примерах, учебниках увлечь детей в мир знаний, детей, только, что перешагнувших порог школы?

Овладение техникой чтения, речью – необходимое условие формирования социально – активной личности. Научиться хорошо читать, выражать свои мысли, уметь убедительно, ярко говорить необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю овладение методом рационального чтения.

Работу начинаю с отработки произношения звуков. Если выявляются дефекты речи, то дети работают параллельно и с логопедом. На уроках использую комплекс фонетических, артикуляционных упражнений, способствующих выработке у детей правильного произношения звуков, быстрого произношения слов.

1. Отчётливо произноси слоги.

ДИ - ДУ- ДА
ДО- ДЕ - ДЁ

2. Доскажи строчку.

Ша-ша-ша- …мама моет малыша.

3. Доскажи слово.

Ра- Ра – Ра - вышла в поле (детвора)

4. Какой звук часто повторяется?

Резиновую куклу купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.

5. Отгадай загадку. Сколько слов с буквой Ж тебе встретилось?

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.

6. Договори последний слог.

БУ-…, ВЕ- …., РО- .., ЛИ- …

Чтобы научить детей внятно и чётко произносить слова при чтении использую на уроках чистоговорки, скороговорки.

ЖА-ЖА-ЖА – есть иголки у ежа.

Как обучать детей, чтобы они поняли прочитанный текст? Понимание художественного текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, сохранить в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать, извлекать смысл из подтекстовой информации.

Предварительной работой могут послужить небольшие упражнения, которые важно давать в 1 классе, когда ребёнок приступает к чтению небольших текстов. Эти задания обогащают словарный запас детей, уточняет многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.Упражнения можно использовать как для устных, так и для письменных работ. Детям раздаются карточки. Каждый ребёнок по очереди вслух читает своё задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения.

Люди, которые ловят зверей, называются. . . . . . . . . . . .

Снежную бурю называют. . . . . . . . .

На уроках чтения можно использовать тренировочные карточки. Цель тренировочной карточки – научить ребёнка применять в процессе чтения тот или иной приём понимания текста.

Образец тренировочной карточки.

Ехал дядя без жилета,
Заплатил он штраф за это.

У вратаря большой улов:
В его ворота – пять волов.

В гости спешил человек налегке –
Связку баранов держал он в руке.

Во время чтения того или иного все умственные силы идут у многих детей на самый процесс чтения – ребёнок весь напрягается, он боится, что слово будет прочитано наверно, он спотыкается на многосложных словах, он не умеет воспринимать их в группы слов в единое целое. У него не остаётся сил на то, чтобы понять смысл прочитанного.

Скорость чтения – это конечно, показатель техники чтения, но далеко не единственный. Необходимо довести технику чтения до того, чтобы ученик думал о смысле того, что он читает. Время, потраченное на чтение в слух должно равняться 200 часам, а про себя -2000 часов.

Прежде чем говорить об анализе техники чтения, необходимо обратить внимание читателя на проблему культуры чтения.

Что такое культура речи?

  1. Это умение сравнительно быстро разобраться в смысловой структуре текста, выделять основные смысловые позиции содержания прочитанного материала.
  2. Знание примеров запоминания текста.
  3. Умение активизировать собственную мысль, фиксировать собственные мысли и идеи.
  4. Культура речи – понимание текста.
  5. Быстрота чтения.

Люди перестают мыслить,
Когда перестают читать.

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность.

В 1981 году на основе методик Франции, ГДР, российских разработок и большого практического опыта, была создана методика обучения быстрому чтению Зюгановым Маратом Александровичем.

Эта методика позволяет увеличить технику чтения с начальной скоростью от 35 до 100 слов в минуту. Ознакомившись и опробовав эту методику, я стала применять в своей практике. В отличие от традиционной системы обучения беглому чтению в основе лежит активная самостоятельная и индивидуальная работа, в соответствии со способностями и возможностями. Навыки рационального чтения вырабатывается, закрепляются, а затем используются на практике наиболее эффективнее, если в начале устраняются недостатки.

  1. Неуверенность в себе, психологическая неготовность к чтению
  2. Непродуктивные возвраты к прочитанным словам. Подобного рода повтор объяснятся стремлением учащегося утвердиться в точности понимания им смысла читаемого.
  3. Проговаривание читаемых слов про себя. Ученик читает вначале слово, а затем тут же вновь его повторяет
  4. Узкое поле одномоментного восприятии. Ученик не видит последующее слово

Для устранения этих недостатков используются целый ряд многофункциональных упражнений.

Упражнения для развития скорочтения.

1. Чтение методом ритмических фиксации.

*- точка фиксации взгляда.

В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*

Текст читается в темпе счёта “ раз” - “ два” или читается по точкам, фиксируя взглядом слово между чёрными или зелёными точками. Этот метод можно эффективно использовать в период обучения грамоте. Для этого можно на доске записывать предложение и между словами ставить точки На интерактивной доске дети сами могут наносить точки фиксации взгляда и отрабатывать технику чтения.

Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение “ Кенгуру”, при этом точки расставляются после каждой логической паузы.

2. Чтение методом ритмического скольжения.

Слова читаются плавно, текст читается по стрелкам. Стрелки могут быть нанесены сразу в печатном тексте, а также с помощью мультимедийных технологий.

Во втором варианте стрелки могут быть сделаны из картона чёрного цвета.

Метод ритмичного скольжения можно использовать на разных этапах урока.

3. Чтение методом форсирования скорости.

Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.

Результативность процесса чтения тесным образом связана с эффективностью работы памяти.

1. Развитие масштабного внимания.

Прочитав слово, дети должны одновременно посчитать количество букв в слове, в словосочетании, в предложении. Этот метод приемлем для игровых моментов на уроках чтения.

Игра “Помоги Белоснежке”

Сколько букв “Ж” в слове жужжат.
- В каком слове больше букв “С” (сосиска, соседи)

Игра “Посчитай, не ошибись”

Сколько слов в четырёхстишье?
- Сколько слов в первой фразе?
- Сколько гласных в последнем слове?

2. Развитие масштабного и гибкого внимания.

При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.

Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.

3. Развитие комплексного внимания.

Параллельно читают два текста. Прерывать чтение текста можно на любом месте. Место прерывания фиксируют пальцем. За минимальное фиксирование время с максимальным качеством усвоить оба текста.

Для работы могут взяты тексты из:

  1. Учебника или один из них;
  2. Из другого учебника.
  3. Один из текстов на интерактивной доске.

4. Динамическое расширение поля восприятия.

Для работы над динамическим расширением поля восприятия необходимы различные по форме и цвету геометрические фигуры, пуговицы, предметные картинки.

Этот метод можно променять как игру или творческую работу.

На пальцы рук положить предметные картинки и учиться видеть от первой до последней фигуры

На уроке чтения, в разделе “Весна”, предметных картинок может быть изображены раннецветущие цветы. После практической работы даётся задание составить по вариантам рассказ о цветке и сказку.

Каждый из методов скорочтения имеет свои особенности, которые,так или иначе влияют на весь процесс чтения. Эти методы надо обстоятельно обрабатывать и подбирать индивидуально, пробуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного слогового к чтению целыми словами и в последствии группами слов, т.е. к самому рациональному способу чтения. При верно проводимой работе по обучению скорочтению, каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть определенных норм чтения, но и превзойти их.

Совершенствование техники чтения – одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению, во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, учащимся, коллективу класса, к самому себе.

Если ребёнок не овладел чтением, он чувствует ущербность, теряет веру в свои силы и способность успешно учиться.

Аутотренинг – это метод, основанный на самовнушении, который поможет каждому ученику изменить свои взгляды. Учащийся должен уметь ставить перед собой цель и упорно работать над её достижением. Уметь внушать себе, что он может читать лучше, быстрее, выразительнее.

Психологическая подготовка к чтению ведётся индивидуально или коллективно.

Примерные вопросы:

  1. Для чего вы хотите прочитать текст?
  2. Где будут использованы полученные данные?

Примерный текст аутотренинга.

Я внимателен. Я не буду делать ошибок при чтении. Я буду читать быстрее, чем вчера. Я должен читать лучше!

На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.

  1. Какие книги прочитал ваш ребёнок вместе с вами?
  2. Сколько книг подарили своему ребёнку?
  3. Какой любимый писатель вашего сына или дочери?
  4. Есть ли дома библиотека?
  5. Сколько времени читает ваш ребёнок?

Творческий подход к скорочтению даёт хороший эффект, если упражнения закрепляются и повторяются при выполнении домашнего задания. Дети с интересом читают, проводят много времени с книгами при подготовке к сообщениям, проектным работам, не пользуясь помощью родителей.


1 ЭТАП (7-11 лет)

Возраст:

Описание курса:

На занятиях мы учим детей, как правильно дышать во время чтения, проводим постановку дыхания. Под нашим контролем ребята отрабатывают правильное движение глаз при чтении, чтобы глаза меньше уставали и напрягались.

Дети активно осваивают новую для них методику чтения, им хочется читать больше. Поэтому на следующем этапе занятий преподаватель помогает каждому ребенку повысить скорость чтения, улучшить качество его речи.

В каждой теме курса идет проработка общего внимания и запоминания текстов. Мы даем детям специальные упражнения для развития творческого мышления.

Частота занятий:

2 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

«Быстрое чтение + Развитие памяти и внимания»
2 ЭТАП (7-14 лет)

Возраст:

Описание курса:

На 1 этапе нашего курса дети уже получили базовые навыки, узнали, как правильно работать с текстом, научились читать быстрее и лучше понимать текст.

Мы предлагаем ребятам укрепить полученные знания и навыки на практике вместе с нами. Это постепенный процесс, он требует усилий и контроля.

2 этап курса поможет детям совершенствовать скорость и качество чтения, закрепить новые знания.

Частота занятий:

2 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

«Быстрое чтение»
(12-18 лет)

Возраст:

Описание курса:

В ходе занятий мы помогаем детям освоить правильные техники чтения. Учим их выделять основную информацию, не теряя смысл всего текста. Это очень важный навык для возраста 12-18 лет.

Дети хотят больше гулять и меньше заниматься, но информационные потоки только увеличиваются и успеваемость школьников падает. Наш курс облегчит школьное обучение - благодаря новым техникам чтения повысится успеваемость детей.

Много внимания на занятиях отводится изучению абзацев: виды, разбивка на составные части, порядок и расположение в тексте. Отдельное время преподаватель уделяет работе над ошибками.

На занятии идет активная работа с вниманием при чтении, отрабатываются техники концентрации. Дети работают над увеличением словарного запаса, улучшают качество чтения.

Частота занятий:

2 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

«Развитие памяти»
(12-18 лет)

Возраст:

Описание курса:

Наша методика позволяет детям научиться работать с учебной и научно-популярной литературой, понимать прочитанные тексты и пересказывать. С возрастом у детей появляется потребность в обработке различных типов информации, этот полезный навык им очень пригодится.

Мы учим каждого ребенка запоминать сложные слова и выражения. Этот навык полезен для чтения и воспроизведения стихов, повестей, рассказов.

Особое внимание на занятиях наши преподаватели уделяют запоминанию чисел и работе с таблицами, формулами. Дети смогут запомнить точную информацию с датами, географическими названиями, числами, именами.

Частота занятий:

2 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

«Подготовка к школе»
(до 7 лет)

Возраст:

Описание курса:

Это интенсивный и увлекательный курс, который подготовит Вашего ребенка к школе весело и эффективно.

Школа – это стресс, поэтому необходимо заранее помочь ребенку подготовиться к новому режиму и адаптироваться в незнакомых условиях.

Смысл наших занятий в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, то есть, всё то, что лежит в основе успешного освоения ребенком будущей учебной программы.

Занятия направлены на разностороннее развитие ребёнка:

  • развитие артикуляционного аппарата
  • развитие логического мышления, внимания, памяти при помощи интеллектуальных развивающих игр
  • развитие речи (логопедические игры, игры на расширение словарного запаса ребенка, речевого внимания, обучение пересказу)
  • работа с числами: пересчет и решение примеров
  • развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму
  • обучение чтению

Частота занятий:

2 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

*На первом и последнем занятиях ребенок проходит тестирование для оценки результата обучения.

Поддерживать полученные навыки
можно с нашей помощью

Зачем ребенку группа поддержки:

Знания без применения очень быстро забываются. Современные школы перегружают детей информацией, предлагая изучать многие материалы самостоятельно. Дети не справляются с большими объемами информации.

Мы создали специальные группы поддержки знаний, где Ваш ребенок сможет продолжать обучение под нашим контролем. Ведь дома у родителей не всегда находится время.

А нам очень хочется, чтобы Ваши дети не просто прошли наши курсы, а успешно применяли новые знания в учебе и дальнейшей жизни.

Частота занятий:

1 раза в неделю

Количество занятий:

Длительность 1 урока:

Расписание наших занятий

Дорогие родители!

Мы подготовили для Ваших детей удобный график занятий на курсах. Вам потребуется только выбрать подходящий формат: группа или индивидуально.

Если ребенок пропустил занятие - не переживайте! Он сможет пройти его с другой группой или индивидуально.

Обучение по книгам, рассказывающим о скорочтении – это один из вариантов обучения. Но все же очное обучение дает больше эффекта. Правда при этом и затраты по времени и деньгам более существенны.

Но независимо от того какой путь избирает желающий совершенствовать свои навыки, будет полезным узнать – кто же сейчас в России обучает скорочтению. Не хочу сказать, что смогу рассказать обо всех, но наиболее значимые фигуры упомяну. Оценки давать не буду.

История образовательного центра начинается с 1981 года с создания научно-методической лаборатории, которая занималась изучением интеллектуальных возможностей и способностей человека. Первоначальное название центра «Школа рационального чтения».
В 2004 году НОУ «Школа рационального чтения» сменила название на НОУ «Президентская Школа» и разделилась на 2 направления: «Президентскую Бизнес Школу» (программы для взрослых) и «Президентскую школу» (программы для детей).

Под институтом ПРЕЗИДЕНТСТВА понимается любое руководство — и руководство предприятием, и коллективом, и своей судьбой. Президентов выбирают в школах, клубах, студенческих организациях. Президент — это человек, который с помощью своих способностей может вывести свою жизнь и жизнь окружающих его людей на качественно новый уровень. В Президентской Школе развивают способности, которые позволяют людям не только получать знания, но и добиваться конкретных результатов с их помощью.

Филиалы школы присутствуют в 8 городах России.

Зиганов Марат Александрович — Директор и основатель Школы Рационального Чтения, доктор педагогических наук. Автор 4 учебников, 12 книг и свыше 200 научных и популярных статей, автор образовательной технологии «ИнтеллекТ».
В 2000 году методики М.А.Зиганова получили международное признание, а их автор удостоен медали Кембриджа (Англия) и включен Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие навыков чтения, памяти и интеллектуальных способностей».

3. Школа скорочтения и управления информацией Васильевой Л.Л.
Сайт: http://www.chitai.ru/

Школа основана в 1991 г. в качестве центра интеллектуального развития человека.
По методикам Васильевой Л.Л. работает 69 школ в 47 городах России и Европы.

Лидия Львовна Васильева — основатель Школы скорочтения и управления информацией со штаб-квартирой в Екатеринбурге.
Имеет филологическое образование.
С 1970-х годов работает в области образования.
В 1991 году на основе собственных методик по развитию интеллекта открыла частную Школу скорочтения.
Обладатель 10 свидетельств Российского Авторского общества, Заключения экспертного совета Министерства образования.

Авторские методики:
«Скорочтение. Развитие памяти и управление информацией».
«Вундеркинд» (подготовка к школе, начальная школа).
«Техника чтения. Развитие памяти» (для детей от 10 до 13 лет).
Антивозрастная программа.

Доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильева Екатерина Евгеньевна.
Почетный доктор педагогических наук, профессор РАЕН Васильев Владимир Юрьевич.

«Авторская школа Васильевых» была открыта в Краснодаре в 1999 году.
В 2005 году старт в Москве с тремя обучающими программами:
– «ENGLISH-Память»
– «Скорочтение по-новому»
– «SUPER-Память: как запомнить, чтобы вспомнить»

Безусловно, есть много других талантливых преподавателей по скорочтению. Но их так много, что за этим множеством сложно кого-то выделить. Все же первые они и есть первые.
Возможно, я и ошибаюсь. Но когда я читаю книги или слушаю новых авторов по скорочтению, ничего нового я не нахожу. И в то же время когда возникает потребность в более фундаментальной книге, то как правило ни в одном Интернет магазине ее нет, просто нет ее переизданий и они становятся библиографической редкостью.
Зато в Интернете как грибы растут курсы по скорочтению, рекламирующие увеличение скорости в 5-10 раз. Зачем?

Думаю, что будущий тренд будет не в сторону увеличения скорости, — скорость чтения имеет очень ограниченную область использования. Тренд будет в сторону Рационального чтения, хотя сейчас, как видно из статистики запросов — соотношение запросов скорочтение и рациональное чтение: 14 338 и 262.

Нужно повышать качество чтения, а не его скорость. Ведь какая бы скорость ни была, все равно прочесть все книги невозможно.
Но даже если и прочитано 10 000 книг, что дает эта «книжная эрудиция» в жизни. Зачем было потрачено столько времени? Как правило, ответ найти сложно, но многие даже и не задумываются об этом, увлеченные самим процессом поглощения книг.
Для начала стоит хотя бы разделить читаемое на две группы: чтение для удовольствия и чтение для получения какого-либо результата.
Но об этом поговорим в следующих статьях.

С наименьшей затратой времени, с наибольшей пользой для себя

Тест методики Школы Рационально Чтения

КАК НЕ УТОНУТЬ В МОРЕ ИНФОРМАЦИИ

Мы живем в информационную эру. Владение нужной информацией – залог успеха любого дела; особенно это относится к карьере. Но проблема состоит совсем не в недостатке нужной информации, а как раз наоборот. На современного человека сваливается море разных сведений, как нужных, так и абсолютно бесполезных, причем огромную их часть мы получаем путем чтения. На чтение и анализ полученной информации мы тратим то драгоценное время, которое могли бы действовать. Поэтому способ, который позволил бы это время сэкономить, поставил бы человека в очень выгодное положение…

Такой способ есть. Он называется рациональное чтение – с наименьшей затратой времени, с наибольшей пользой для себя. В Школе Рационального Чтения, например, за 2 месяца занятий обещают повысить скорость чтения в 3-10 раз! Средний человек читает со скорость 400-600 знаков в минуту – значит, эту цифру можно поднять до 10 тысяч! Фантастика! Хотя, многие великие люди отличались способностью очень быстро читать. Например, Наполеон читал со скоростью 12 тысяч знаков в минуту, а Бальзак – 24 тысячи! Очень быстро читали Толстой, Ленин, Горький… Но можно возразить, что главное – не просто быстро читать, а хорошо усваивать прочитанное! А то ведь текст можно мельком просмотреть – быстро, конечно, но ведь так ничего не запомнишь… В Школе Рационального Чтения это понимают и утверждают, что их методика вместе со скоростью чтения повышает и коэффициент восприятия, приближая его к 90-100%! То есть там учат правилам логического осмысления текста, мнемотехнике, умению выделять главное и отбрасывать ненужное.

ДОВЕРЯЙ – НО ПРОВЕРЯЙ! Скорочтение

В общем, было бы замечательно, если бы эти обещания оказались правдой. Слишком много сейчас появилось “чудо-методик”, гарантирующих золотые горы на словах, но совершенно неэффективных на деле. Поэтому, как говорится, доверяй – но проверяй, что мы и решили сделать. Нашу строгую независимую экспертизу было решено провести именно в Школе Рационального Чтения. Во-первых, она является одной из двух наиболее известных школ, работающих в этом направлении (наряду со Школой Андреева), во-вторых – занятия и методики показались нам достаточно простыми и не требующими больших затрат времени (занятия раз в неделю по три часа, всего семь занятий).

Отдельной вставкой рядом с предыдущим абзацем

Школа Рационального Чтения была основана в 1981 году. Методики разработал доктор педагогических наук Марат Александрович Зиганов, который и является директором Школы. У основателя ШРЧ много титулов: член Европейского координационного совета Международной ассоциации чтения, учредитель Ассоциации чтения в Москве, автор 4 учебников, 12 книг и 6 изобретений и так далее… В 2000 году методики М. А. Зиганова получили международное признание (медаль Кембриджа).

СКЕПТИК. ХАРАКТЕР НОРДИЧЕСКИЙ Скорочтение

Проверить эффективность методики на себе вызвался, как водится, самый большой скептик. Нашего героя зовут Вадим Резников, ему 27 лет. Закончил химический факультет МГУ, сейчас занимается бизнесом, а в свободное время пишет статьи для различных изданий. Личность весьма разносторонняя! Скорочтение

Вот его слова до начала занятий: “Увеличить скорость чтения, конечно, хотелось бы, ведь времени вечно не хватает. По работе мне надо отслеживать очень много информации, к тому же я не чужд политики в том ее аспекте, который связан с экономикой – регулярно читаю аналитические журналы (Деньги, Русский Фокус, Эксперт). Чего жду от занятий в ШРЧ? Думаю, что скорее всего там научат каким-то приемам для запоминания информации, ее структурирования. Но чтобы увеличить скорость чтения хотя бы в пять раз? Вряд ли. Дело в том, что я и так достаточно быстро читаю (что было доказано в последствии – прим. авт.) и читать в несколько раз быстрее даже не надеюсь (а что получилось – смотрите ниже – прим. авт.)”.

Что еще можно сказать о Вадиме? Ах, да – характер нордический, не женат…

В задание Вадима входило прилежно заниматься в Школе Рационального Чтения, записывая свои впечатления после каждого занятия. Он должен был фиксировать свои результаты и выполнять домашние задания в предписанных объемах – в общем, “строго соблюдать методику”. Ниже предлагается его отчет “о проделанной работе”.

Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение

Еще до начала занятий всем выдали полный комплект учебников.

Само занятие началось с того, что все, прямо как в школе, расселились по два человека за парту. На бейджике каждый написал свое имя. Следующие пять минут было предложено познакомиться с соседом по парте, что поначалу вызвало некоторые затруднения. Но потом многих уже было сложно остановить!

Дальше провели тест на скорость чтения, чтобы узнать, кто с каким “багажом” пришел в школу. Прочитать надо было не просто быстро, а еще и ответить на 20 вопросов к тексту для проверки восприятия. Конечный результат скорости чтения состоял из количества прочитанных знаков, умноженного на коэффициент восприятия (правильные ответы на вопросы от общего числа). Результаты каждого слушателя записали на отдельный лист, причем все норовили посмотреть результаты других. Кто-то впал в панику, кто-то тихо гордился собой. Наименьшая скорость была 285 знаков в минуту, наибольшая – 970 (у меня). Ненамного отстала моя “соседка по парте” - дама-юрист – специфика профессии обязывает.

Нам объяснили, как правильно сидеть при чтении, как держать книгу, каким должно быть освещение. Оказывается, что из-за неправильной позы человек отвлекается и теряет до 40% в скорости чтения! Очень вредная привычка – “проговаривание” текста; она здорово помогала постичь азы чтения в первом классе, а взрослым мешает читать быстро – мысль ведь во много раз быстрее слов! Преподаватель сказала, что максимальная скорость чтения с “проговариванием про себя” - 1400 знаков в минуту; а если избавиться от этой привычки, то и 10 000 – далеко не предел.

После нас обучили методу ритмичных фиксаций – “видеть” не одно слово, а несколько, то есть не вести взгляд по строчке, а “выхватывать” сразу словосочетания.

Кстати, все необходимые условия правильного чтения (поза, освещения и так далее) надо было представить в виде особого значка. А при чтении этот значок требовалось мысленно поместить на страницу (чтобы постоянно помнить о том, как читать правильно). На следующих занятиях нам обещали еще больше этих значков… Скоро они перестанут помещаться на страницу!

В конце занятия выдали книжечку с домашним заданием, объяснив, что для его выполнения обязательно нужен секундомер. Разработку с домашними заданиями будут выдавать на каждом занятии, а каждое нечетное занятие – проводить тест на скорость чтения.

Кстати, после первого занятия из школы можно уйти с возвратом денег, если человек почувствовал, что это “не его”. Что же, все честно.

ЗАНЯТИЕ ВТОРОЕ. СКОЛЬКО МЕДА ПРИНОСЯТ КАКТУСЫ?

Все домашние задания строго проверялись – “халявить” не было никакой возможности!

Второе занятие было посвящено вниманию и памяти. На нем проверялось распределение внимания и объем памяти. Оказалось, что полностью концентрировать внимание на тексте можно не более 20 минут, после этого обязательно надо расслабляться!

Мы читали два похожих текста, например, про пчел и шмелей, кактусы и листья, в которых абзацы шли “в разнобой”. А в конце надо было подробно рассказать, что к чему относится, то есть ответить, кто же живет в норах и сколько меда приносят кактусы.

Еще нам предъявляли разные фигуры, которые потом надо было воспроизвести во всех деталях. Оказалось, что сходу человек может запомнить 7 плюс-минус 2 объекта одновременно.

ЗАНЯТИЕ ТРЕТЬЕ. ВЕРБЛЮД – КОРАБЛЬ ПУСТЫНИ

Тест показал, что скорость моего чтения увеличилась в два с половиной раза! Невероятно!

Продолжилось занятие про память. Нам привели пример, как запоминать тексты. Про верблюда. “Верблюд – корабль пустыни”. Представляем верблюда, в которого воткнута мачта. “Он может длительное время обходиться без пиши, накапливая питательные вещества в горбу”. Представляем туристический рюкзак на верблюде. “Воду верблюд может накапливать в складках около живота”. Представляем подвешенные к животу бедного верблюда две фляги с водой. “Одомашнен 4 тысячи лет назад”. Представляем верблюда на фоне пирамид. “Хорошо переносит жару”. Надеваем на страдальца панамку…

Еще на этом и следующем занятии мы занимались логикой теста – развивали умение выявлять основные и второстепенные мысли текста, связывать их между собой в логические блок-схемы. Важно выявить авторскую мысль – пресловутая “основная мысль” текста, известная еще с уроков литературу в школе. Жаль, что на уроках нас не учили столь эффективно ее выявлять…

Примечание, добавленное после окончания курса:

Правила, которыми с нами поделилась преподавать, действительно очень помогают при пересказе – все “тренировочные” тексты я могу пересказать в подробностях даже по прошествии двух месяцев со времени занятий! Они как будто “впечатались” в мою память!

ЗАНЯТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ. НЕМНОГО ПРО ЖАБ И КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Тема занятия – активизация мышления. Во время чтения нужно сравнивать поступающую информацию с тем, что ты уже знаешь по этой теме, сравнивать ее с предыдущим материалом. Перед чтением необходимо настроиться. Например, предстоит чтение текста про жаб. Итак, вспоминаем, что я про них знаю. Зеленые, противные, похожи на будущую тещу – нет, об этом не будем… Еще в пионерском лагере, помню, играли с ними в партизан. Даже если чего-то про них я не знаю, я должен примерно представить, предугадать содержание текста. Например, об их повадках, особенностях поведения в брачный сезон и так далее.

Далее идет критическое осмысление текста. То есть нужно оценивать, соответствуют ли реальности приведенные факты или меня гнусно обманывают? Кстати, правило это очень ценное при чтении газет и журналов, отлично работает также при просмотре телевизора. Еще нужно автоматически соглашаться или не соглашаться с автором, то есть вырабатывать свое суждение по поводу каждого текста.

ЗАНЯТИЕ ПЯТОЕ. КОППЕРФИЛД ОТДЫХАЕТ

Учили расширять поле восприятия, чтобы можно было одновременно увидеть как можно большее количество слов. Мы рассматривали картинки, в которые было очень непросто увидеть – только по-особому “напрягая” глаза. Целый подобный альбом картин есть у Валеджио – разглядеть их можно, только определенным образом фокусируя взгляд. Мы проводили опыты со странными результатами, например, после определенных манипуляций казалось, что в ладони появилась круглая дырка. Вообще, на этом занятии мы почувствовали себя начинающими фокусниками, которых учат правильно извлекать кролика из шляпы.

При помощи этих упражнений можно увеличить скорость чтения по сравнению с той, которая была в начале занятия, в 2-3 раза.

ЗАНЯТИЕ ШЕСТОЕ. КТО ПРИШИЛ СТАРУШКУ?

Изучались стратегии чтения. Важная роль отводилась просмотровому чтению – “пробежать” глазами текст, чтобы понять, о чем там говорится. Нам дали задание менее чем за 20 минут прочитать 86 (!) страниц детектива и пересказать содержание. Все участники замечательно справились, вспомнив не только всех действующих лиц, но и кто, кого, за что и как, со всеми ужасающими подробностями (количество трупов, например).

Проводили также поиск ответов на вопросы, которые задавали заранее. Текст требовалось просмотреть очень бегло, буквально за полминуты, подробно проанализировав именно те отрывки, где содержится ответ на вопрос.

ЗАНЯТИЕ СЕДЬМОЕ.

Последнее. На нем мы занимались повторением навыков и готовились к контрольному тесту. К самому тесту я приступил не без некоторого волнения… Моя скорость чтения составила 4047 знаков в минуту с коэффициентом усвоения читаемого материала 94.2% - итого, она выросла в 4.2 раза, а коэффициент усвоения – на 14%. Внушительно! У моей соседки скорость чтения выросла с 905 до 2213 знаков в минуту, а коэффициент усвоения – с 68% до 86%. На самом деле, другие показывают еще больший рост скорости чтения (относительный, то есть в разы). Мы с моей соседкой обладали высокой скоростью чтения еще до начала курса, поэтому относительный рост оказался не так велик.

Под аплодисменты были выданы свидетельства об окончании Школы. Нас также снабдили памяткой о том, что надо делать, чтобы не потерять навыки.

Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение Скорочтение

“ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ”

Каждому закончившему курс выдается дисконтная карта с накопительной скидкой. А значит, есть хороший способ сэкономить на обучении: сначала отправить ребенка на курсы для школьников, потом – соседа или подругу, потом тетю-бухгалтера, ну и смело приходить самому и учиться со скидкой до 30%. А если привести с собой пяток сотрудников, обучаться можно вообще бесплатно – и еще похвалят за инициативу!
Все занятия идут три часа. Между ними есть перерыв – очень желательно взять с собой что-то перекусить, потому что кушать после интенсивных занятий хочется адски!
На первое занятие стоит прийти заранее, чтобы выбрать соседа по парте. Опыт показывает, что с ним придется очень плотно общаться все время обучения. Ему надо будет рассказывать свое домашнее задание, пересказывать и тексты и ставить оценки (все взаимно).
Очень важным является пятое задание, поэтому лучше изучить его заблаговременно.
Нужно обязательно запомнить имя и фамилию своего преподавателя, потому что однажды придя на занятие, можно обнаружить совершенно незнакомых людей. Дело в том, что если по какой-то причине вы пропустили занятие, его всегда можно наверстать с другой группой.
Заниматься дома можно и понемногу, но регулярно, хотя бы по 10-15 минут в день.
В Школе можно познакомиться с очень интересными людьми, начиная от студента и заканчивая директором завода. Неформальная обстановка и непринужденное общение располагают… Эти связи могут пригодиться в карьере.
Все тексты, взятые в качестве примеров в Школе, - из разных областей знания. Это дважды хорошо, поскольку, во-первых, позволяет здорово расширить кругозор и повысить общую эрудицию, а во-вторых, не дает специалистам в определенной области преимущества.
В Школе учат быть очень осторожным и критичным при чтении – для этого в тексты специально “внедряются” ошибки, которые надо суметь обнаружить.
Признаюсь, долгое время мне казалось, что первый текст, который тестировал нашу изначальную скорость чтения, был намеренно легче, чем последующие, чтобы искусственно завысить результат обучения. Но поговорив с дамой из другой группы, оказалось, что тексты даются в произвольном порядке, и тот, который был у нас последним, она прошла на первом занятии. И именно он показался ей самым сложным! После этого утверждения все мои сомнения развеялись!
Очень понравилась доброжелательная атмосфера, замечательный преподаватель и сокурсники (после 1-2 занятий остались лишь люди, который действительно хотели работать над собой, 2 человека с другими установками “отсеялись”).
Лично для меня реальная скорость чтения увеличилась не в 4, а в 10 раз – некоторые статьи после предварительного анализа я не читаю вообще, некоторые лишь бегло просматриваю.

Вы, уже изучали методики скорочтения, но не добились результата? Ищите сильных преподавателей в области обучения быстрому чтению? Школа Зиганова - признанный авторитет в области обучения быстрому чтению.

Зиганов М.А. Скорочтение. Уникальный курс по развитию навыков рационального чтения. 214 c. Издательство: Эксмо. Серия: Сделай себя сам. Максимальное качество усвоения материала с минимальными затратами времени и усилий. Формат djvu. Качество сканирования не очень хорошее, но читать можно.

Мы должны формировать наши умы, читая в глубину,
а не в ширину.
(Квинтилиан)

Скачать

От издателя

Данная книга является уникальным курсом по развитию навыков рационального чтения с максимальным качеством усвоения материала и с минимальными затратами времени и усилий.

Книга содержит оригинальные разработки психологов, лингвистов, физиологов, медиков, социологов и педагогов, прошедшие апробацию в течение 25 лет в Школе рационального чтения и показавшие высокую эффективность.

Ознакомившись с теоретическими вопросами и рекомендациями специалистов, выполнив несложные и увлекательные практические упражнения, развивающие внимание, мышление, воображение, память, читатель получит возможность легко, продуктивно и быстро прочитывать книги любой сложности. Зиганов - скорочтение.

Скорочитателю следует иметь в виду

Каждый массив информации требует определенной скорости чтения в соответствии с прошлым опытом воспринимающего информацию.

Постулаты скорочтения:

  • Главные мысли читайте вдумчиво. Перечитывайте несколько раз важные моменты текста до тех пор, пока они не станут полностью понятными.
  • Если нет применения знаниям - значит, все прочитанное быстро выветрится
  • Определяйте четкие цели перед чтением. Решите что планируете сделать с текстом. Какой метод чтения книги вы будете использовать внимательно прочитать, просмотреть, найти какой либо факт, запомнить наизусть...
  • Формулируйте вопросы автору книги . Пишите обсуждайте полученную информацию с друзьями или на форумах.
  • Работайте на пике своих сил . Быстро читать тексты, к которым нет интереса просто невозможно.
  • Думайте над тем, что прочитали . Читайте с записной книжкой.
  • Гибко меняйте скорость чтения . На мусор не обращайте внимания.
  • Чувствуйте усталость? - Отвлекитесь . Меняйте периодически виды работ.
  • Мысленно соединяйте прочитанные знания с полученными ранее. Раскладывайте знания по полочкам. Прочитал - поразмышлял - решил что можно использовать в будущем. Продумал - решил для себя как нужно использовать.

Расширение угла зрения

Заключение:

Методы быстрого чтения вы можете найти в