Раскраска богородская игрушка курочки. Богородская деревянная игрушка. Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

другие презентации об игрушке

«Дымковская игрушка детям» - Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Какими орнаментами украшают игрушки. Каргопольские игрушки. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Мастера Каргополя. Орнаменты. Абашевские мастера. Виды игрушек. Размеры фигур. Каргопольская игрушка. Окраска яркими масляными красками. Дымково. Филимоновская игрушка.

«Русская народная кукла» - Почему младенца или куклу называют лялькой. Куклы-мартинички. План действий. Кумоха с сёстрами. Матрёшка. Кукла из бересты. Ребёночка туго пеленали. Куклы-зернушки. Что мы хотим узнать. Бабушкина кукла. Разные бывают на свете куклы. Русская народная кукла. Языческие времена. Игровые куклы. Кукла- столбушка.

«Русская народная игрушка» - Воспитательная ценность игрушки. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. «Путешествие с матрёшкой». Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Дымковская уточка». Рисование «Семья семёновских матрешек». Формирование социальных качеств личности. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку. Предание. Богородские игрушки. В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Богородские крестьяне.

«Филимоновская народная игрушка» - Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Филимоновская игрушка. Cтарейший народный художественный промысел России. Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

«Роспись дымковской игрушки» - На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Ели спят у большака в инее седом. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Узоры очень простые. Есть на Вятке слобода. Художественное слово. Дымковские игрушки. Дымковский индюк хорош. Рассказ. Дымковская барышня ходит не спеша. Укрась коня. Беление меловым грунтом.

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне – монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское – нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек – вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы», которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки.

«Долгожителем» считается и игрушка «Курочки», которой забавлялись ребятишки еще во времена Александра Сергеевича Пушкина. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.

Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры. Богородские игрушки современных мастеров неоднократно награждались золотыми медалями на выставках в Брюсселе, Нью-Йорке и Париже.

Материал Википедии.

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

История богородской деревянной игрушки насчитывает больше 350 лет. Известны изделия во всем мире, и по достоинству их в свое время оценили не только дети, но и скульпторы с мировым именем. Отличительная особенность богородской игрушки – это отсутствие явных деталей и строгих резных форм в изделиях скульптурного плана. Благодаря такому способу изготовления игрушка развивала у детей творчество и фантазию, и в течение длительного времени не надоедала им.

Не менее интересными были подвижные игрушки. Их продуманная конструкция длительное время работала и не ломалась.

Богородская игрушка получила свое название от села, в котором проживали мастера, делающие деревянные заготовки. Богородская игрушка настолько прочно вошла в жизнь местного населения, что одно из изделий стало символом поселка и изображено на его гербе. Это подвижная игрушка с мужиком и медведем.

История промысла

Изготовлением богородской игрушки начали заниматься в XV – XVI веках, в одноименном селе близ Сергиева Посада, Московской области. Изначально мастера по обработке и художественной резке дерева трудились по заказам скупщиков. Они готовили основу, которую уже после раскрашивали в Сергиевом Посаде.

Окончательно, как промысел, изготовление богородских игрушек сформировалось в конце XVIII – начале XIX века, когда весь процесс изготовления игрушек был передан мастерам из села Богородское. Их они разрабатывали, определяясь с тематикой, изготавливали основы и при необходимости расписывали.

Вначале XX века в этом же селе организовали артель, в которой готовили мастеров резки игрушек, передавая им накопленные знания, техники и умения. Из-за войны и экономических неурядиц, артель временно закрывалась, и после с новой силой заработала уже в советское время.

Богородские деревянные игрушки активно экспортировали в страны Европы. Вначале тематики были представлены бытом простого народа, позже, после окончания Второй мировой войны, мастера ушли в сказочную тематику. В более поздние годы на появление сюжетов для изготовления игрушек, влияние оказывали события, происходящие в стране, например, отправка человека в космос, популяризация спорта и т.д.

Виды богородских игрушек

Богородские деревянные игрушки были двух видов:

1. Скульптурная игрушка

2. Подвижная игрушка

Фигурки скульптурного плана отличались отсутствием четко выраженных черт. В них дети, ввиду развития собственной фантазии, могли видеть мишку, лису и прочих животных.

Также вырезались богородскими мастерами игрушки с движущимися конструкциями. Фигурки крепились мастерами на плашки, которые двигались относительно друг друга, также внутрь их отправлялись пружины с кнопками, а еще одна часть игрушек представляла собой фигурки, закрепленные на плашке с противовесом на нитях.

Наиболее известные богородские деревянные игрушки – это:

Кузнецы , закрепленные на плашках;

Пляшущий мужичок с пружиной внутри;

Курочки , клюющие зерна на кругу с противовесом.

Сюжетом для изготовления игрушек выбирались эпизоды из обычной жизни, нередко освещались ремесла и профессии того времени. Например, сапожник изображался в момент изготовления сапог, пряха сидела с веретеном за прялкой, лесорубы рубили дрова, гусары восседали на конях, барышни изображались цветками в руке. В более поздних сюжетах появлялись медведи в сопровождении космических спутников, пылесосы, чистящие ковры, футболисты и т.д.

Технология изготовления

Традиционно богородские деревянные игрушки вырезали из массива липы. Среди всех деревьев, эта древесина наиболее мягкая и податливая.

Вначале заготовленные и высушенные стволы распиливали на чурки и только после этого они отправлялись в работу к мастерам.

Чурки ремесленники раскалывали самостоятельно, парой взмахов на четыре части. Именно такой формы заготовки были наиболее удобными для работы. Вырезали фигурки с помощью специальных богородских ножей и напильников. Из цельного куска делались дорогие виды игрушек, а из оставшихся щеп изготавливали игрушки попроще.

При отборе чурок старались брать те, в которых сучков было наименьшее количество, так как древесина с сучками сложна в обработке для данного вида промысла. Мастерами по резьбе дерева выступали, как правило, мужчины.

Роспись богородской игрушки

(Цветные (росписные) богородские игрушки )

После заготовки всех элементов игрушки, она собиралась и отправлялась на роспись. Если композиция представляла собой не единую конструкцию, а была собрано из множества фигур либо щеп, крепили элементы между собой при помощи клея ПВА и деревянных штапиков.

Чаще всего встречались богородские игрушки, которые не были окрашены вовсе. Они позволяли детям развивать фантазию. Если же игрушки расписывались, краски мастерами брались яркие, насыщенные и очень сочные. В игрушках прослеживались элементы хохломской и городецкой росписи, но при этом они были лишены характерных для данных техник мелких деталей, так как игрушки были рассчитаны на детей.

Богородская игрушка, или Богородская резьба - русский народный промысел, включающий изготовление резных игрушек и скульптур из мягких пород деревьев: липы, ольхи, осины. Возник этот способ рукоделия в селе Богородское Московской области. Главной отличительной чертой такого искусства является изготовление движущихся игрушек.

Еще в XV веке была известна школа объемной резьбы по дереву , которая находилась при Троице-Сергиевой Лавре. Во многих селах, которые были расположены поблизости, народные умельцы занимались изготовлением игрушек, но самым известным стало село Богородское. Находится оно всего в 30 км от Сергиева Посада, который в то время считался центром игрушечного дела.

Возникновение стиля

К сожалению, точное время возникновения этого промысла неизвестно, однако многие специалисты считают, что уже в XVII веке в этом селе занимались резьбой по дереву. Основанием для таких суждений стали упоминания из дворцовых книг царя Алексея Михайловича. В них встречаются сведения о деревянных игрушках для детей , приобретенных в селе Богородском.

По другим данным, первые произведения деревенского искусства, находящиеся в ряде исторических музеев, датируются началом XIX века. Отсюда можно сделать вывод, что, вероятней всего, зарождение этого ремесла можно отнести к XVII-XVIII вв. екам, а полное формирование к концу XVIII - началу XIX веков.

Как показывает история богородских игрушек, первое время этим промыслом занимались крестьяне, у которых после сельскохозяйственных работ появлялся свободный период. Поэтому изготовление игрушек носило сезонный характер. Причем изготовлялись в основном только заготовки по заказам Сергиевского промысла, которые затем отправлялись на роспись в Сергиев Посад. Однако считается, что именно в этот период появились первые шедевры в виде фигур:

  • пастушок;
  • львы со львятами;
  • медведи;
  • собаки со щенками.

Хотя это ремесло возникло среди крестьян, на него оказывало сильное воздействие и ремесленное производство. Таким образом, происходило слияние крестьянских и городских традиций, в том числе под влиянием фарфоровой пластики, книжных иллюстраций и произведений художников.

Дальнейшее развитие промысла

В середине XIX века село Богородское постепенно становится центром промысла, и богородская резьба по дереву становится самостоятельным производством. В то время особое влияние на создание стиля оказывали такие мастера, как Зинин и, чуть позже, Устратов, который родом был из этого села. Специалисты считают, что именно в тот период и начался самый расцвет промысла и богородской росписи.

В дальнейшем большую роль в развитии промысла сыграла Московское губернское земство, благодаря которому в конце XIX века в Сергиевом Посаде была организована учебно-показательная мастерская. Ее целью были научно-исследовательские и учебные мероприятия, а также продажа изделий на территории России и за рубежом. В Москве был открыт Кустарный музей , который, в свою очередь, стал основой возрождения народного искусства.

Чуть позже художник и коллекционер Бартрам основал и стал руководить Государственным музеем игрушки, с помощью которого он хотел сохранить произведения старых мастеров. Однако богородских резчиков не увлекали старинные работы. Тогда Бартрам хотел убедить их работать в народном стиле, но используя образцы профессиональных художников. Многим специалистам такая идея не понравилась , так как, по их мнению, это приводило к искусственному спасению народного промысла.

Однако именно вмешательство профессиональных художников привело к тому, что изделия тех времен считались образцом для мастеров резного искусства. В 1913 году в Богородском организовалась артель, что позволило местным мастерам получить независимость от скупщиков из Сергиева Посада.

Все руководство осуществлялось советом, в который входили известные в те времена мастера. Годом позже в селе открыли земскую школу, в которую набирали учеников для обучения этому ремеслу.

Сначала большинство изделий сохранялись на селе, однако немалое количество продукции отправлялось и на экспорт. В начале 20-х годов прошлого века вновь начала работу артель в Богородском, в ней опять собрались старые известные мастера, что позволило этому промыслу снова обрести значимость.

В связи с изменением системы общественного производства , богородские резчики стали искать другие формы и художественные решения. Так, в 30-х годах появилась богородская резная игрушка в виде скульптуры, которая отличалась новой тематикой. В дальнейшем на резчиков по дереву, не только богородских, началось активное воздействие со стороны профессиональных художников и критиков. Таким образом, началась активная политизация промысла, которая навязывала мастерам совсем другие и далекие от крестьянской природы темы.

Однако местные резчики оригинально отреагировали на такой прессинг, перейдя на сказочную тематику в своем производстве. Немного была охвачена и историческая тема, в основном посвященная Великой Отечественной войне. Самые сложные времена для мастеров наступили с образованием Богородской фабрики художественной резьбы по дереву. Как таковой промысел прекратил свое существование и на его место пришли такие понятия, как:

  • художественная промышленность;
  • план;
  • вал и др.

Еще через 15 лет на эти места, а особенно на реку Кунью, обратили внимание работники энергетической промышленности. Деревянные дома сносились, сады вырубались, а на их месте появлялись многоэтажки. Занятие любимым делом становилось весьма сложным.

Несмотря на тяжелую ситуацию, в настоящее время фабрика продолжает работать и выпускать продукцию. Но все меньше местной молодежи хотят заниматься этим промыслом , что сводит на нет богородскую традицию.