Повышение квалификации. Программы дпо Государственные курсы повышения квалификации для руководителей

Учебный центр «Специалист» при МГТУ имени Н.Э. Баумана с 1991 года готовит сертифицированных специалистов. Ежегодно к нам обращаются тысячи представителей разных специальностей: бухгалтеры, программисты, системные администраторы и инженеры, дизайнеры, 3D-художники, руководители и др.

Наши слушатели получают не только хорошую теоретическую базу, но и ценные рекомендации, основанные на практическом опыте экспертов - преподавателей вузов, известных бизнес-консультантов, руководителей и ведущих специалистов успешных компаний. Мы гарантируем 100% качество образования, которое достигается сочетанием бауманской методики преподавания и уникального педагогического состава.

Программы повышения квалификации позволят в сжатые сроки и с минимальными затратами получить новые знания и навыки, необходимые для Вашего карьерного развития. Мы предлагаем широкий спектр программ повышения квалификации для сотрудников и руководителей. Кроме этого, в рамках корпоративного заказа мы можем реализовать любой индивидуальный образовательный проект. Все программы специально адаптируются с учетом требований заказчика. Более 35 000 российских и международных компаний доверяют Центру «Специалист» повышение квалификации своего персонала!

Согласно п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499, продолжительность программы повышения квалификации - от 16 ак. ч.

Вы можете пройти обучение по программам повышения квалификации в традиционном очном, онлайн- или очно-заочном формате. Порядок курсов в программе может быть любым, допускаются незначительные перерывы в обучении. Курсы повышения квалификации доступны не только жителям Москвы. Если Вы живёте в другом городе или стране, идеальным решением для Вас станет онлайн-обучение в режиме трансляции. Благодаря современным технологиям Вы будете в собственном темпе изучать учебные материалы дистанционно. Запатентованная технология inClass® обеспечит подключение к реальному занятию и возможность свободно общаться с преподавателем.

Наши программы разработаны на основе профессиональных стандартов Министерства труда и социальной защиты, а также с учетом новой российской системы уровней квалификации.

Важно! С 1 июля 2016 года профстандарты стали обязательными для применения большинством работодателей. Рекомендуем пройти программы повышения квалификации по новым требованиям. Это Ваш дополнительный бонус для успешного трудоустройства или прохождения аттестации на рабочем месте!

Что такое программа повышения квалификации в «Специалисте»:

  1. Очный или очно-заочный формат обучения.
  2. Инновационная методика с использованием современных технологий.
  3. При очно-заочном обучении - дистанционное обучение в удобном темпе по записям онлайн-обучения , 1 очная консультация в неделю по расписанию (не менее 1/3 от общего времени обучения).
  4. Оплата в рассрочку : первоначальный взнос - 25% от стоимости программы повышения квалификации.
  5. Престижные документы об окончании : удостоверение о повышении квалификации по окончании всей программы, сертификат Центра международного образца (если предусмотрен), международный сертификат вендора после каждого авторизованного курса.

Зачастую при поиске работы соискатель встречает вакансии менеджера, подразумевающие что угодно: от холодных звонков и уборки до управления компаниями и подразделениями. Поэтому регулярно возникает вопрос: настолько ли необходимо обучение менеджменту, или работа управленца не требует никакой специальной квалификации.

Профессия: менеджер

Менеджмент чаще всего определяют как науку об эффективном управлении различными социально-экономическими системами. Планирование и обработка информации позволяют оптимизировать процесс регулирования как в коммерческой организации, так и в государственных структурах.

Вне зависимости от того, в какой сфере ведется деятельность, менеджмент подразумевает под собой комплексную систему, связывающую как организационно-экономические аспекты деятельности компании, так и психологические мотивы индивидов, являющихся субъектами управления. Грамотное руководство позволяет поддерживать баланс между всеми компонентами и оптимизировать стратегию деятельности организации.

Повышение квалификации менеджеров

Руководство организацией, подразделением или отдельной структурой требует от специалиста широкого набора навыков:

    вычисление значимых социально-экономических показателей и индикаторов эффективности управления позволяет определять модель развития заранее;

    знание юридических аспектов ведения деятельности и правовых норм, регулирующих деятельность организации, может помочь избежать принятия заведомо неправильных решений;

    основы психологии облегчают взаимодействие с основным субъектом управления - людьми; повышение конкурентоспособности компании в долгосрочной перспективе осуществляется с помощью инструментов стратегического менеджмента.

Менеджер, определяя цель, которую необходимо достичь организации, проводит анализ существующих условий, выбирает курс развития и мотивирует сотрудников на необходимое для повышение эффективности деятельности развитие.

Обучение менеджменту возможно как в учреждениях высшего и среднего образования, так и на курсах повышения квалификации и переподготовки. Отдельное направление образования в области менеджмента - деловое администрирование – является подтверждением необходимых для топ-менеджмента навыков.

Программа обучения на курсах повышения квалификации по программе «Менеджмент»

Курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент» охватывают следующие темы:

  • Использование информационных технологий в процессе управления;
  • Управление проектами и процессами;
  • Теория менеджмента;
  • Основы микро- и макроэкономики;
  • Психология бизнеса и HR-менеджмента;
  • Антикризисное управление и стратегический менеджмент.

Формат обучения: дистанционно

Обучение менеджменту проводится на дистанционной основе . Использование дистанционных методов позволяет слушателю самостоятельно выбирать график и совмещать обучение с работой.

Продолжительность курсов для менеджеров

Курс повышения квалификации в сфере менеджмента занимает от 72 до 140 академических часов . По завершении обучения слушатель, успешно прошедший итоговую аттестацию, получает документ (удостоверение) установленного образца о прохождении курса повышения квалификации и подтверждающий возможность работы в сфере управления.

Причины выбрать обучение менеджменту в МАСПК

  • Возможность проходить курс менеджмента дистанционно позволяет слушателю составлять индивидуальный график обучения в зависимости от потребностей;
  • Высокие образовательные стандарты;
  • Получение актуальных знаний в сфере управления;
  • Высокопрофессиональный преподавательский состав.
По завершении курса слушателю выдается удостоверение государственного образца о прохождении курса повышения квалификации
  • Курс повышения квалификации для руководителей государственных (муниципальных) учреждений направлен на развитие управленческих компетенций и получение знаний в сфере права, финансов, управления персоналом, маркетинга, необходимых для успешной работы в своей должности

    Для руководителей бюджетных учреждений и всех заинтересованных лиц

    Краткое описание

    Программа данного курса повышения квалификации не имеет отраслевой «привязки» и содержит общие правила и требования к организации деятельности государственных (муниципальных) учреждений любой сферы: образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, спорта и т.д.

    В курсе рассматриваются такие вопросы, как:

    • нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений;
    • финансирование учреждений: государственное (муниципальное) задание, организация оказания платных услуг;
    • управление имуществом учреждения;
    • организация закупочной деятельности;
    • практические занятия по развитию управленческих навыков руководителя, в том числе навыка управления коллективом;
    • возможности интернет для развития бюджетного учреждения;
    • правовой статус и ответственность руководителя учреждения, а также профессиональные стандарты для руководителей отдельных сфер деятельности.
    1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
      Общая характеристика изменений ГК РФ в соотношении с 83-ФЗ и иными нормативными актами. Изменения в правовой регламентации деятельности государственных (муниципальных) учреждений. Соотношение 83-ФЗ с отраслевыми федеральными законами. Взаимодействие учреждения с учредителем. Полномочия учредителя.
    2. Внедрение профессиональных стандартов.
      Приведение локально-нормативных актов учреждения в соответствие с профессиональными стандартами. Ответственность руководителя за нарушение ТК РФ в сфере применения профстандартов.
    3. Управление финансами государственного (муниципального) учреждения.
      3.1. Государственное (муниципальное) задание.
      • Расчет стоимости государственной (муниципальной) услуги. Определение объема субсидий. Бюджетная смета, порядок ее утверждения и ведения.
      • План финансово-хозяйственной деятельности: порядок формирования, утверждения и ведения.
      • Контроль учредителя за исполнением плана ФХД и качеством оказания государственных (муниципальных) услуг. Финансовый контроль в свете изменений БК РФ.
      3.2. Организация оказания платных услуг.
      • Правовое оформление процесса оказания платных услуг (отражение в уставе учреждения и иных внутренних документах учреждения). Оформление договорных отношений с потребителями услуг.
      • Оформление и возможности расходования средств от приносящей доход деятельности.
      3.3. Имущество государственного (муниципального) учреждения как источник дополнительного финансирования.
      3.4. Привлечение ресурсов из иных дополнительных источников. Работа со спонсорами, благотворителями, добровольческими организациями, с российскими и зарубежными фондами-донорами (в том числе в формате проектного финансирования).
    4. Организация госзакупок для нужд государственного (муниципального) учреждения.
      Ответственность руководителя учреждения. Заключение, исполнение и расторжение гражданско-правового договора с поставщиком. Защита от недобросовестных поставщиков.
    5. Изменения в оплате труда работников учреждения. «Эффективный контракт».
      Установление гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок. Предельное соотношение заработной платы руководителя с заработной платой сотрудников.
    6. Современные технологии управления персоналом в государственных (муниципальных) учреждениях.
    • Формирование и развитие управленческой команды.
    • Управление персоналом. Приемы мотивации в условиях дефицита финансирования.
    • Работа с внутренними конфликтами в коллективе.
    • Оценка результативности персонала.
  • Правовой статус и ответственность руководителя учреждения.
    Положения ГК РФ о правовом статусе и ответственности руководителя. Последствия недобросовестных и неразумных действий руководителя. «Эффективный контракт» с руководителем государственного (муниципального) учреждения. Расширение перечня оснований для увольнения руководителя. Юридические механизмы защиты руководителя и минимизации его рисков.
  • Визуальный образ руководителя государственного (муниципального) учреждения.
    • Грамотная и убедительная речь как один из ключевых навыков руководителя учреждения.
    • Деловой этикет и имидж руководителя учреждения.
  • Применение антикоррупционного законодательства в государственных (муниципальных) учреждениях: мониторинг имущественного положения, деятельность комиссий по урегулированию конфликта интересов.
  • Защита прав государственных (муниципальных) учреждений при взаимодействии с контрольно-надзорными органами.
  • Возможности сети интернет для развития государственных (муниципальных) учреждений.

Курсы повышения квалификации – это мероприятие, направленное на обновление и усовершенствование как практических, так и теоретических навыков и знаний, предназначенное для специалистов, уже имеющих диплом вуза или ссуза и, чаще всего, определенный опыт работы. Для некоторых работников стремление повысить свой профессиональный уровень становится следствием высокой мотивации и заинтересованности в карьерном росте, в то время как представители других профессий (чья деятельность, к примеру, связана с медициной, транспортом, педагогикой) на законодательном уровне обязуются с определенной периодичностью подтверждать свою квалификацию путем получения сертификата о прохождении соответствующего курса. Обучение на подобных курсах проходит стандартно: сначала происходит освоение материала в рамках заявленной темы, затем слушатель сдает экзамен или зачет и в случае успеха получает заветный документ. Дополнительное образование практически всегда является платным, его может предлагать учебный центр, вуз или даже отдельный квалифицированный специалист, однако сотрудник, в котором организация (наниматель) заинтересована, может получить шанс пройти специализированные курсы повышения квалификации в Москве или другом городе за счет компании. В этом случае расчетом компенсации расходов на обучение, а также на связанную с ним командировку, если она была необходима, занимается непосредственно бухгалтер. Поскольку программы курсов повышения квалификации, как и почти все программы высшего образования, могут иметь различные форматы (включая дистанционный), текущая работа может и не пострадать. Более того, компании могут приглашать организаторов курсов для их проведения по месту нахождения организации, поскольку некоторые учебные учреждения берутся проводить выездные курсы повышения квалификации, так что работникам иногда даже не приходится никуда ездить.

В настоящее время такие курсы имеют три варианта – в зависимости от целей и степени погружения:

  • Краткосрочное повышение квалификации. Представляют собой тематическое обучение, которое затрагивает отдельную область знаний или вопрос, актуальный на данном производстве. Длятся эти курсы не менее 72-х часов, по их завершении проводится проверочная работа или испытание, а также выдается удостоверение.
  • Длительное повышение квалификации. Предполагается всестороннее изучение всех аспектов заявленной темы, в том числе практическое. Это не совсем переподготовка, это скорее возможность стать более компетентным сотрудников и, возможно, расширить круг своих трудовых обязанностей. Обучение длится 100-500 часов и завершается выдачей соответствующего свидетельства.
  • Ускоренное повышение квалификации. Это может быть тренинг или семинар – единственный или цикл, цель которого – дать работнику возможность как можно быстрее адаптироваться к новым рабочим условиям, будь то оборудование, стандарты, методы работы и т.п. Обычно на подобных тематических семинарах рассматривается одна конкретная проблема. На ее изучение отводится не менее 72-х и не более 100 часов, доказательством прохождения обучения является удостоверение (как и в первом случае, о краткосрочном повышении).

Программы квалификации сотрудников

Необходимость в повышении квалификационного уровня затрагивает в первую очередь рядовых сотрудников, которые с их помощью могут получить и новые знания, и дополнительный стимул к развитию своей карьеры. Важный момент: желаемая программа повышения квалификации может быть пройдена только в соответствии со своим профилем деятельности, т.е. полученная в вузе специальность будет ограничителем при выборе. К примеру, для работников, окончивших юридический факультет, предназначен курс о налоговых рисках и налоговом планировании, о медицинском праве, о нововведениях в судебной практике. В то же время курсы о менеджменте в образовании, об инновационных методах обучения, об управлении воспитательной деятельностью и т.п. предназначены, соответственно, для педагогов.

Программы квалификации руководителей

Руководители стараются как минимум не отставать от своих подчиненных, а как максимум – задавать тон, независимо от того, в какой сфере они заняты. Если это бизнес, к примеру, то весьма актуальными будут знания в области корпоративных финансов, управления компанией, выстраивания маркетинговой стратегии, управления производственной деятельностью. Конечно, когда речь идет о курсах для руководителей, чаще всего имеются в виду учебные программы МВА, которые предназначены только для управленцев, имеющих соответствующий опыт, и позволяют получить степень мастера делового администрирования (Master of Business Administration). Кроме того, в отдельных случаях возможно повышение квалификации и прохождение программ МВА за границей, если у слушателя отсутствует языковой барьер.

Современное производство предъявляет высокие требования к обновлению знаний и навыков не только рабочих, но руководителей, специалистов и служащих.

Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов – это обеспечение быстрой реализации новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия.

Одним из путей совершенствования системы повышения квалификации данной категории персонала является переход от сложившейся практики периодического обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний.

Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих осуществляется в различных формах. Это могут быть, например, курсы при предприятиях с использованием в качестве преподавателей как собственных квалифицированных работников, так и специалистов со стороны. Такая форма повышения квалификации носит оперативный характер и обеспечивает достаточную целенаправленность подготовки. Организацию работы курсов осуществляет отдел или бюро подготовки кадров, а при его отсутствии – отдел кадров.

Необходимо отметить, что более глубокие знания по широкому кругу вопросов в порядке повышения квалификации можно получить на специальных факультетах или курсах повышения квалификации при высших учебных заведениях, учебных центрах или филиалах при крупных предприятиях, в отраслевых институтах повышения квалификации и их филиалах, а также на курсах и семинарах, устраиваемых многочисленными фирмами, специализирующимися на обучении и консультировании по новым нормативным документам.

Повышение квалификации руководителей и специалистов будет более эффективным при соблюдении принципа преемственности обучения и последующего рационального использования кадров с учетом приобретенных ими знаний. Чтобы повысить ответственность и заинтересованность кадров в непрерывном повышении своей квалификации, необходимо обеспечить взаимосвязь результатов повышения квалификации, аттестации и оплаты труда работников с качеством знаний и эффективностью их практического использования.



Деятельность по повышению квалификации персонала является составной частью подготовки кадрового резерва и поэтому предусматривается в коллективном договоре предприятия.

Контрольные вопросы по теме 6

1. Что понимается под обучением персонала? Какие цели преследуются в процессе обучения персонала?

2. В чем состоят задачи организации процесса обучения персонала?

3. Определите сущность обучающей функции в организации.

4. В чем состоит особенность подготовки рабочих кадров?

5. Какие виды и методы обучения Вы знаете?

6. Чем отличаются индивидуальная и групповая форма обучения?

7. Что понимается под повышением квалификации? Определите порядок этапов процесса повышения квалификации.


ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРЫ

Понятие, классификация и этапы

Деловой карьеры

Жесткая конкуренция, определяемая условиями рыночных отношений, обусловливает необходимость повышения потенциала персонала, одним из направлений которого является использование системы карьерного роста персонала. В процессе функционирования организации возникает необходимость продвижения ее отдельных сотрудников, с одной стороны, в связи с производственной необходимостью, целями и задачами организации, а с другой – в связи с удовлетворением личных потребностей работников организации.

Существует достаточно большое число определений понятия карьеры, а также используемых применительно к этому термину эпитетов.

Карьера в широком понимании этого слова означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и т.д. /16/.

По мнению Т. Ю. Базарова, карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом /22/. Карьеру - траекторию своего служебного движения - чело­век строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственны­ми целями, желаниями и установками.

Под трудовой карьерой понимается индивидуальная последовательность важнейших перемен труда, связанных с изменением положения работника по вертикальной шкале сложности труда или социальной лестнице рабочих мест. «Трудовая карьера» является более общим по сравнению с такими понятиями, как «продвижение по работе», «продвижение по служебной лестнице», «продвижение в профессии» /14/.

Деловая карьера – продвижение работника в организационной иерархии или последовательная смена занятий в течение жизни, что составляет ее внешнюю, объективную сторону, а также восприятие человеком этих этапов, образующее внутреннюю, субъективную сторону.

Исходя из этого определения, к оценке карьеры того или иного человека можно подходить по-разному: во-первых, с позиций окружения работника - людей, которые судят о его карьере исходя из собственных представлений; во-вторых, с позиций самого работника, т.е. как субъективно осознанное отношение работника к своему положению в профессиональном плане, к своему статусу, достигнутому положению на иерархической служебной лестнице.

Выбор приоритетов осуществляется работником исходя из своих жизненных целей, ценностных ориентации. Однако свою карьеру работник сравнивает не только со служебным продвижением, но и с жизненными целями.

В частности, цели карьеры состоят в том, чтобы:
- профессия (вид деятельности) или занимаемая должность соответствовали самооценке и поэтому доставляли моральное удовлетворение;
- работа находилась в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

Условия работы усиливали возможности человека и развивали их;

Работа носила творческий характер и позволяла достичь определенной степени независимости;

Труд хорошо оплачивался или была бы возможность получать большие побочные доходы;

Работа позволяла продолжать активное обучение, заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством и др. /16/.

Принимая во внимание, что карьера характеризуется субъективными особенностями личности, можно выделить внутренние мотивы для карьеры: автономия, технико-функциональная компетентность, безопасность и стабильность, управленческая компетентность, предпринимательская креативность, потребность в первенстве, стиль жизни.

Существует несколько видов карьеры :

- динамическая карьера связана со сменой рабочих мест и должностей;

- статичная карьера осуществляется на одном месте или в одной должности путем профессионального роста;

- вертикальная карьера представляет должностной рост;

- горизонтальная карьера осуществляется в пределах одного уровня иерархии, но со сменой видов занятий и даже профессий;

- ступенчатая карьера сочетает и вертикальный, и горизонтальный подходы к карьере /16/.

Т. Ю. Базаров предлагает несколько иную классификацию, согласно которой можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным ти­пам карьеры.

1. Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации углубления в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

2. - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

вертикальной карьеры - должностной рост, продвижение на более высокую ступень структурной иерархии;

горизонтальной карьеры - продвижение внутри организа­ции, например работа в разных подразделениях одного уровня иерархии, перемещение в другую функциональную область;

центростремительной (скрытой) карьеры - продвижение к ядру орга­низации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений, получение возможности доступа к неформальным источникам информации, отдельные важные поручения руководства /22/.

Классификация, предложенная А. Я. Кибановым, приведена на рис. 7.1 /14/.


Риc. 7.1. Виды деловой карьеры

Внутриорганизационная карьера означает, что работник в ходе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию.

Межорганизационная карьера означает, что в ходе своей профессиональной деятельности конкретный работник проходит стадии развития последовательно, работая на различных должностях в разных организациях.

Внутриорганизационная и межорганизационная карьера могут принимать форму специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры. Эти стадии работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы придерживаются такого мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-то отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года.

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации. Краткое описание этапов карьеры приведено в табл. 7.1.

Существует определенная взаимосвязь между этапами жизни человека и стадиями его карьеры, которую можно представить в виде кривых опыта и энтузиазма (отношения к работе) в соответствии с этапами трудовой деятельности (рис. 7.2) /14/. В соответствии с представленным рисунком можно выделить следующие этапы трудовой жизни:

0 – обучение,

1 – включение,

2 – достижение успеха,

3 – профессионализм,

4 – переоценка ценностей,

5 – мастерство,

6 – пенсионный период.

Таблица 7.1

Этапы карьеры

Этап карьеры/ возрастной период Краткая характеристика Особенности мотивации по А. Маслоу
1. Предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности Безопасность, социальное признание
2. Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное признание, независимость
3. Продвижение До 45 лет Профессиональное развитие Социальное признание, самореализация
4. Завершение После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск обучение собственной смены Удержание социального признания
5. Пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Кривая опыта


Кривая энтузиазма


Рис. 7.2. Изменение опыта и энтузиазма в зависимости

от стадии трудовой деятельности

Пять этапов, начиная с первого – этап начальной карьеры (20 – 24 года), характеризуются вхождением в организацию и нахождение своего места.

Второй этап – период заявить о себе, период достижения успехов, желание и необходимость признания.

Третий этап (35 – 45 лет) – высокий профессионализм – характеризуется расширением сферы применения способностей и знаний.

Четвертый этап (50 – 60 лет) переоценка своих собственных достижений, пересмотр значений проделанной работы, возможные сомнения в правильности выбора (карьеры, профессии).

Пятый этап (60 лет и …) - акцент на развитие других людей, прежде всего молодежи, желание. С одной стороны, помочь развитию и решать задачи организации, с другой - желание продемонстрировать собственное мастерство, стремление к благополучию. /Интернет/

Этап карьеры (как точка на временной оси) не всегда связан с этапом профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры (временной период развития личности) и фазы развития профессионала (периоды овладения деятельностью).

В соответствии с фазами развития профессионала различают следующие:

оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора и вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;

адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратко­временный процесс (например, простой инструктаж);

адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специали­ста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;

интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают товарищи по работе, по профессии;

мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;

авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;

Выбор карьеры

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессиональ­ного пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности.

Согласно Дж. Голланду, успешный выбор карьеры обусловлен типом личности. Выбор есть выражение личности не случайность. В соответствии с этим достижения и успехи на работе во многом зависят от соответствия между личностью и работой. Типология личности, предложенная Дж. Голландом, представлена в табл. 7.2.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е. А. Климова. Все ви­ды деятельности разделены по предметам труда:

Тип П - «человек - природа»: ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т - «человек - техника»: ведущий предмет труда - Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Тип Ч - «человек - человек»: ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.