Анализ рассказа астафьева зачем я убил коростеля. Проверьте, пожалуйста, сочинение. Интегрированный урок развития речи

Учитель: МОУ «Дашковская СОШ»

Интегрированный урок развития речи

Тема: Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа «Зачем я убил коростеля?»)

Цели урока:

Обучающие:

· продолжить работу по развитию умения применять полученные знания по русскому языку при работе с прозаическим текстом;

· развивать культуру речи через активизацию словаря;

· закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных средств.

Развивающие:

· формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, строить доказательства, обобщать, переносить знания в новые ситуации;

· развитие связной речи учащихся, мышления;

· развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

· воспитание человечности, чуткости и гуманности, принципиальности и самокритичности, ответственности за свои поступки;

· воспитание интереса к русскому языку и литературе.

Оборудование: текст рассказа «Зачем я убил коростеля?», толковый словарь.

Оформление доски: тема, эпиграф «Промах мгновенен – длинно раскаяние» (народная мудрость), портрет, иллюстрации с изображением коростеля.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: на сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить лингвистический анализ текста, то есть выявить арсенал средств, используемых автором для создания художественного образа, художественной ткани произведения. Работать мы будем с текстом рассказа Виктора Петровича Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

· О чем, по вашему мнению, может пойти речь в рассказе под таким заголовком?

· Что обозначает имя существительное в заголовке?

· Что вы знаете об этой птице?

· Найдем значение слова «коростель» в толковом словаре (Коростель, или дергач, - быстро бегающая птица с сильно сжатым с боков телом, живущая в траве).

· Обратите внимание на иллюстрацию с изображением коростеля. Какого цвета его оперение?

Учитель: характерный скрипучий крик коростеля «крэк – крэк» в мае – июне вечером и ночью несется со всех лугов или полей. Увидеть коростеля очень трудно. От преследования он уходит пешком и взлетает крайне редко.

· В заглавии есть вопросительное слово «зачем». Замените его синонимами.

· Кто кому задает вопрос? А кто это Я?

· Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, но и старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить? (о совестливости, порядочности)

· О чем спрашивает себя автор? Выясним, какое толкование слова «убить» дается в словаре (Убить – 1. Лишить жизни. 2. Перен. Привести в полное отчаяние, в состояние безнадежности. 3. Перен. Уничтожить, подавить. 4. Потратить, израсходовать). В каком значении, по вашему мнению, будет употреблено слово «убил»?

2. Чтение рассказа учителем.

3. Лингвистический анализ текста.

· Докажите, что перед нами текст. (В тексте есть цельность, завершенность. Предложения связаны по смыслу и грамматически. Наличие заголовка)

· Какова тема рассказа? (рассказ о том, как 40 лет назад рассказчик убил в мальчишеском азарте коростеля)

· Как вы думаете, почему герой рассказа, человек уже взрослый и много повидавший за свою жизнь, не может забыть того, что произошло много лет назад, и воспоминание это для него мучительно? (героя мучает совесть)

· Какова основная мысль рассказа? (в бессмысленности убийства живого существа; в ответственности человека за свои поступки; в неотвратимости расплаты за то зло, которое причинил другим)

· Определите основные части текста.

1. Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.

2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.

3. История трудной жизни коростеля.

4. Муки совести.

Анализ первой части. Воспоминание далекого детства о бессмысленном убийстве птицы.

· Обратимся к экспозиции рассказа (ранняя осень, небольшая бочажина, поросшая тальником). С помощью диалектизмов передается колорит местности.

(Словарь: бочажина – местн. Глубокая лужа, яма с водой.

Тальник – кустарниковая ива.)

· Завязка, развитие действия дается в нескольких предложениях. Тут же кульминация: «захлестал сырым удилищем».

· Коростели, обычно, быстро уходят от погони. А как автор передает беспомощность этой птицы? (с помощью глаголов «присела», «притаилась», «пугалась», наречия «неуклюже», деепричастия «заваливаясь»)

· Почему в первом описании птицы преобладают глаголы? (подчеркивают, что птица еще жива и из последних сил старается спастись)

· Почему беспомощность птицы не остановила рассказчика? Какие выразительные средства использует автор, описывая себя в момент погони? (сравнение с гончей собакой: потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное « слепой от погони, охотничьей страсти». Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не имеющий отношение к человеку, подчеркивается, усиливается риторическим восклицанием «Берегись тогда, живая душа!». Яркий контраст: маленькая беспомощная птица – «захлестал сырым удилищем»)

· Начало рассказа очень динамично. Где и почему время как бы остановилось? (Когда мальчик рассматривает загубленную им птицу. Смерть птицы поразила его настолько, что он застыл с безжизненным тельцем жертвы в руках)

· Почему так подробно дано описание мертвой птицы? (мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей вины. Подробности в описании птицы усиливают чувство вины)

· Какие художественные средства использует автор, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы? (Эпитеты: завядшее, бескостное, невесомое тельце; мертвые, бесцветные веки. Сравнение с давно знакомыми деталями: шейка будто прихваченный морозом лист, спина словно посыпана гнилушками – грушами)

· Есть ли глаголы в описании мертвой птицы? (Птица мертва, и глаголов в описании нет, кроме грамматической части сказуемого «была», глагола «болталась». Выбор морфологических средств делает картину смерти более ёмкой)

· Какую роль играют уменьшительно-ласкательные суффиксы? (подчеркивают беспомощность, уязвимость коростеля перед человеком)

· Какое чувство у нас вызывает описание мертвой птицы? Как оно усиливается? (Описание мёртвой птицы вызывает чувство жалости и сострадания. Усиливается это чувство, когда мы узнаём, что у коростеля не было одной лапки: он лишился её летом, попав под литовку. Тем более такая птица нуждается в защите!)

Словарь: Литовка – распространенный вид косы, сельскохозяйственного орудия для срезания травы, злаков.

· Кульминация действия приходится на момент гибели птицы. А «кульминация чувства»? (когда мальчик с чувством непоправимой вины смотрит на мёртвое тельце, а потом руками выгребает ямку в борозде и хоронит птицу)

· Какое выразительное средство делает слова «руками», «так просто», «сдуру» ключевыми? (Инверсия. Мы словно видим этого растерянного мальчишку, пытающегося и похоронить птицу, и скрыть свое преступление, убежать от чувства вины)

· Обратите внимание на словосочетания «выгребать ямку», «загубленную живность». Какова их роль? (подчеркивают беззащитность маленькой жертвы рассказчика, усиливают чувство раскаяния, что загубил живую душу)

Анализ второй части. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле.

· Как соотносятся эпиграф к уроку и содержание рассказа? (со времени этого случая прошло 40 лет, а чувство вины не дает покоя автору)

· В экспозиции рассказа описание природы очень кратко. Для чего вдруг в середине текста дается подробный местный пейзаж, наполненный красками, запахами, звуками? (показать, что великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей)

· Какова роль восклицательных предложений «Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» (показывают чувство признательности птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке»)

· Действительно ли все в порядке? (нет. «И каждый год вот так. Томлюсь и жду я коростеля…»)

· Почему же каждый год с нетерпением и виной ждет автор прилета коростелей? (словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему кажется, что если увидит, то почувствует прощение от птицы)

· Какую роль играет прилагательное «закоренелой» виной? (эпитет подчеркивает мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни)

Анализ третьей части. История трудной жизни коростеля.

· Почему так подробно рассказывает автор о коростеле как виде? Каково назначение этой части? (показать, что рассказчик интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут….» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину)

· Выделите ключевые слова, показывающие трудную жизнь коростелей. («далеко добираться», «торопится», «чтобы свить гнездо, вывести потомство, выкормить его и унести ноги от гибельной зимы», «не приспособленная к полету», «вынуждена два раза в год перелетать Средиземное море», «много тысяч коростелей гибнет в пути»)

· Какова их роль в тексте? (они звучат упреком мальчишке, загубившем птицу)

· Как еще раз подчеркивается бессмысленность и жестокость поступка мальчика? (развернутое сравнение: рассказ об отношении к коростелям во Франции. Там эту птицу боготворят, почитают, в честь неё устраивают праздники, отдавая дань её мужеству. Коростель в одном из французских городов издавна считается священной птицей, он изображен на гербе города и за его смерть в средневековье казнили)

5. Анализ четвертой части. Муки совести.

· Четвертая часть состоит их двух абзацев. Какой прием использует в них автор? Что этим достигается? (Анафора «но». Показывает, что, хотя автор и не может быть приговорен к смерти, его наказание возможно, страшнее. Смерти он не боится, спокойно пишет о войне: «Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля)

· Какое еще художественное средство вы можете отметить? (сравнение: убийство на войне и убийство в мирное время беззащитной птицы. Снова возникает мысль о бессмысленности поступка героя. Если убийство на войне можно оправдать тем, что солдат защищает свою жизнь от врага, защищает свою землю и всё то, что ему дорого и свято, то убийство беззащитного коростеля - пятно на совести рассказчика, его вечная душевная мука.)

· Почему автор заканчивает рассказ по сути одним и тем же вопросом «…зачем я убил коростеля? Зачем?» (чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него нет ответа, как нет возможности повернуть все вспять)

· Над какими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ «Зачем я убил коростеля?» (Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Зачем нам дана совесть? Должны ли мы чувствовать ответственность за все, что совершаем? Можно ли было поступить иначе?)

К сожалению, жизнь не имеет черновиков, «дублей», как в кино. Все набело, навсегда, не вычеркнуть, не стереть, не исправить.

Об этом предупреждает нас и поэт Н. Новиков:

Никогда ничего не вернуть,

Как на солнце не вытравить пятна.

И в обратный отправляясь путь,

Все равно не вернешься обратно.

Эта истина очень проста,

И она, точно смерть, непреложна:

Можно в те же вернуться края,

Но вернуться назад невозможно.

Домашнее задание: прочитать рассказы «Глухарь», «Орлан-могильник», «Вороны-охотницы», «Радость первого полета», «Он живой», «И милосердия», «Жизнь Трезора», «Гнездышки», «Алеха», «Тихая птица»; выполнить лингвистический анализ текста по выбору.

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето еду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

«Зачем я убил коростеля» Астафьева

Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» невелик по объему, композиция его предельно проста. Да и содержание его можно передать в нескольких предложениях: когда-то давно какой-то мальчишка, возвращаясь с рыбалки, захлестал удилищем убегающую от него птицу. Начало рассказа очень динамично: экспозиция, завязка, развитие действия, тут же кульминация. И вдруг время словно останавливается.

Мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад еще была полна жизни: «услышала... присела, притаилась, испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». Мальчик рассматривает убитую птицу. По времени, пожалуй, не очень долго. Но его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего. Смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости. Все художественные средства, сконцентрированные в описании птицы, занимающем треть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. В описании преобладают эпитеты: «завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. И только два сказуемых: прищемлены (веки), болталась (шейка) тоже говорят не о движении, а о покое смерти. Сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом.

Чувство жалости мальчика углубляется, когда он рассматривает «нехитрую» окраску птицы. «Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана». Уменьшительно-ласкательные суффиксы показывают, что в восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то и без того беспомощное и жалкое. Особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной ноги. Именно поэтому она вовремя не улетела со своими «друзьями-дергачами» на юг. Именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. Потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же «стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность».

Но погребение птицы не стало развязкой. Этот случай вырос в мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни. А чувство вины стало центром рассказа. И великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей. И целый каскад восклицательных предложений «Явился бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» - нарушает ровный ход дальнейшего повествования, показывая чувство признательности этой птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось... значит, все в порядке». Но не все в порядке. И об этом говорит «нетерпение и вина, уже закоренелая», с которой ждет уже взрослый рассказчик каждое лето коростелей. «Томлюсь я и жду коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку».

Инверсия подчеркивает ключевые слова: нетерпение и вина, уже закоренелая, томлюсь, жду. И неторопливый рассказ о нелегкой жизни коростеля, о его вынужденном перелете Средиземного моря дважды в год, с тем чтобы здесь, в России, вывести птенцов, выкормить их и снова добираться до Африки, звучит упреком тому несмышленому мальчишке, который загубил птицу. Рассказчик многое знает теперь о жизни коростелей: то, что коростель в одном старинном городе считается священной птицей, что он изображен на гербе города, что в средневековье за убийство коростеля приговорили бы к смерти… Но наказание, постигшее его, возможно, страшнее смерти.

Смерти он не боится, так спокойно пишет о войне: «Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом «Зачем я убил коростеля?», но ответа на этот вопрос нет. Все так же настойчиво звучит он и в конце: «Но отчего же, почему же... зачем я убил коростеля? Зачем?»

Рассказ-исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они нашу дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда-нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?...». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни.


ВИКТОР АСТАФЬЕВ

(1924 –2001)

Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист.

1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.

В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке.

В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку - сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев.

Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».

Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, - напишет спустя годы В. П. Астафьев. - Дитя, по выражению деда Павла, „не рожено, не прошено, папой с мамой брошено“, тоже куда-то девалось, точнее - откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал - они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.

Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.

Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.

ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Размышляем о прочитанном

1 О чем говорит заголовок рассказа? Получает ли повествователь ответ на свой вопрос?

2. Когда происходят описанные события?

3.Что более всего сохранилось в детской памяти? Как в описании птицы переданы чувства повествователя?

4.Почему повествователь каждый год с нетерпением ждет коростелей? Какими языковыми средствами это подчеркивается?

5. В чем наказание за содеянное? Почему рассказ завершается вопросом?О чем заставляет задуматься?

Проблематика текста

1. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Прав ли человек, считая себя "царем природы"?Есть ли у человека моральное право на жестокое отношение ко всему живому?)

2. Проблема влияния детских впечатлений на жизнь человека. (Как детские впечатления обусловливают дальнейшую жизнь человека? Может ли проступок быть оправдан тем, что он совершен в детстве?)

3. Проблема угрызений совести.(Можно ли оправдать поступки малым возрастом? Есть ли возраст у ответственности?)

Размышляем над проблемами…

1. Человек - часть природы. Иногда он ставит себя выше и сильнее всего живого. Вправе ли он так поступать? Ответ на этот вопрос можно получить, читая рассказ В.П.Астафьева "Зачем я убил коростеля?" Сложны отношения между человеком и природой. Инстинкт охотника движет маленьким человеком, когда он видит убегающую птицу. Догнал и уничтожил, совершив бессмысленный и жестокий поступок. Мертвая птица с одной лапкой вызывает чувство жалости и сострадания. Живое существо нуждалось в защите, а не нападении, но дикий азарт заглушил все человеческое. Повествователь осуждает себя за бездумный поступок, совершенный в детстве. Если ты человек, то должен помнить о сострадании и милосердии по отношению ко всему живому. Повествователь вспоминает убийства на войне и убийство в мирное время бедной птицы. Если первые можно оправдать тем, что человек защищает свою землю, все, что ему дорого и свято, каждую родную березку, то убийство коростеля - черное пятно на совести человека, его мука - возмездие за жестокость. Нет у человека морального права на уничтожение живого.

2. Прошлое встает кричащим укором для взрослого человека в рассказе В.П.Астафьева "Зачем я убил коростеля?" Потрясение, полученное в детстве, так велико, что перед глазами даже через сорок лет возникает образ убитой птицы. Осмысливая содеянное, повествователь объясняет свой поступок мальчишеством, азартом охотника, игрой. Но от этой игры мальчик внезапно очнулся, держа перед собой невесомое тельце своей жертвы. Беззащитная птица, да еще и без одной лапки, вызывает непреодолимое чувство вины. Пытаясь избавиться от ощущения преступления, мальчик спешно закапывает птицу. Птицы нет в руках, но она так и осталась в его памяти, заставляя ежегодно смотреть в небо и ждать коростелей, тайно надеясь на прощение.

    Нужно ли терпеть муки совести или проще забыть то, что совершено в неразумном возрасте? "Зачем я убил коростеля?" - рассказ В.П.Астафьева неслучайно содержит вопрос в заголовке. Есть в жизни человека поступки, за которые ему приходится отвечать в течение всей своей жизни, а иногда так и не получать ответы на вопросы своей совести. Бессмысленно убитая в детстве птица заставляет повествователя постоянно задаваться этим вопросом. Он проживает долгую жизнь, проходит военные испытания, но не прощает себя именно за тот мальчишеский поступок, который мог быть объяснимым, но не может быть прощенным самому себе. Зная подробности жизни этих птиц, повествователь говорит о справедливом возмездии, которое было бы возможно, живи он в другое время и в другом месте. Каждую весну он с нетерпением ждет прилета коростелей, как будто этим нетерпеливым ожиданием он может искупить свою вину, чувствуя свою ответственность за поступок, совершенный в далеком детстве.